Свадебный обряд яицких казаков
Свадебный обряд уральских казаков собирался во всех фольклорных экспедициях, записывался с пересказа знатоков его «дружек» и «свах». Отдельные фрагменты его описаны с натуры во время свадебной игры. В результате составился материал, который путем систематизации, отбора и сравнительного анализа позволил составить контаминированный таким образом традиционный свадебный обряд. Фольклорные произведения, сопровождающие свадьбу (в основном песни и припевки) композиционно расположены в местах, определенных традицией.
Завязывали свадьбу исподволь – весной и летом, когда молодежь водила хороводы, гуляла по улицам, ходила на «синчик» осенью скользить по первому льду, встречалась на вечеринках. Молодые казаки и казачки здесь знакомились. Свадьбы играли, как правило, после покрова, большей частью в мясоед.
В воскресенье собираются девушки на задах (за домом). Вырывают яму круглую глубиной до колен и рассаживаются вокруг нее. Ждут парней. Приходят парни с саратовской гармошкой, в пиджаках и сапогах. Каждый идет только к своей девушке. Садится на колени. Закрываются пиджаком и целуются.
Если парень увидел девушку в первый раз и она ему очень понравилась, то он со своим другом приглашают эту девушку. Если девушка соглашается на приглашение, то идет кататься вместе со своей подругой. Молодые люди катаются на лошадях по большой дороге, 5-6 верст.
Во время катанья друг парня спрашивает: «Ну как, нравится ли тебе невеста?» Если парень говорит, что девушка ему очень нравится, то друг начинает расхваливать невесту, мол, если б она согласилась пойти за этого парня замуж, то лучшей жены, чем эта девушка, ему не найти. Она и красива и работяща. На следующий день парень устраивает вечеринку и приглашает девушку с ее подругой. После этого парень засылает сватов к родителям этой девушки…
На семейном совете родители по просьбе сына решали, как сватать «подходящую» невесту, предварительно узнав все о ее семье, родителях, родне и о ней самой.
Сватать невесту посылали двух-трех свах, умеющих «побаить» (красно говорить).
Свахи являлись в дом «намеченной» невесты. Обычно стучали сначала в дверь с молитвой и вопросом: «Кто здесь проживает? Нельзя ли войти нам? Мы, было, с нуждой, покупочку сделать. Не продается ли у вас курочка? У нас есть петушок, нельзя ли их загнать в один катушок?» Или начинали разговор так: «Не продается ли у вас перина али подушечка?»
Родители невесты приглашали обычно свах в горницу. Свахи, входя в дом, стараются «не перейти матицу» – главная перекладина на потолке дома (примета: сваха, не перешедшая матицу, усватает). Здесь гости заводили разговор сначала о посторонних делах, о хозяйстве… и постепенно переходили к вопросу о семье хозяев, о невесте и просили показать ее. Родители или выводили на показ дочку, или отказывали им: «Подумаем мы». «Она у нас в нынешний год «неотдашна». Приходили еще раз, договаривались, в какое время свататься. У невесты спрашивали согласие. Свахи осматривали невесту и уходили в дом жениха.
Через несколько дней являлись на смотрины с женихом и его родителями. Невеста выходила одетая в хороший сарафан и садилась против жениха…
Родители разговаривали больше о хозяйстве. Во время разговора мать жениха подходила к невесте и спрашивала, что она умеет делать, старалась выведать не только ее знания по хозяйству, но и ее «обхождение» (т.е. характер). Этим кончались смотрины, гости уходили домой. После чего та и другая сторона обсуждали жениха и невесту. В случае если невеста понравилась, свахи снова являлись к ее родителям и спрашивали: показался ли (понравился) им купец (жених). Если понравился, то жениха обычно называли местным словом – «сокол ясный».
Потом начиналось сватанье и разговор о кладке. Сват говорил: «Хорошее дело!» Дочь могу просватать на таких-то условиях. Давайте кладку! Иногда кладки доходили до 300-500 рублей. На эти деньги невесте покупали приданое: шубу, сарафан, рубашки с голунцами, подвенечный наряд и «дары» будущим тестю и теще (торг о кладке, случалось, затягивался на несколько дней).
Когда договор о кладке решался, назначался день «запоя», т.е. окончательного просватыванья невесты. В назначенный для «запоя» день к невесте являлся жених с родителями и родными. Со стороны невесты на «запой» приходили ее родственники. Жених обычно приносил с собой гостинцы: вино, «жамки» (пряники), орехи, что-либо из печеного, жареного или другое что. В прежнее время присутствие девиц и ребят на «запое» не полагалось.
На «запое» изрядно выпивали, пели казачьи песни – обрядовые и обычные, плясали.
На «запое» участники его пели:
– Уж ты, батюшка, родной мой,
Не отдай меня за старого замуж.
Ты отдай меня за ровнюшку.
Уж я старого так не люблю,
А ровнюшке я постель постелю
И ровнюшку на ручку положу.
Уж я ровнюшке всю правду расскажу.
– Молодка, молодка, молоденькая,
Головка твоя да спобедненькая, – 2 раза
Не с кем мне, молодке, ночку ночевать, – 2 р.
Ночку ночевать, темну переспать, – 2 р.
Лягу спать одна, без мила дружка, – 2 р.
Без мила дружка берет грусть-тоска. – 2 р.
Грусть-тоска берет, далеко живет, – 2 р.
Далеко-далеко, на той стороне. – 2 р.
Тою стороной идет мой милой, – 2 р.
Идет мой милой, машет мне рукой, – 2 р.
Рукой правою, да шляпой черною: – 2 р.
– Перейди, сударушка, на мою сторонушку! – 2 р.
– Я бы рада перешла, перевоз не нашла, – 2 р.
Перевоз нашла – жердочка тонка, – 2 р.
Жердочка тонка, речка глубока! – 2 р.
Во тою во речке купался бобер, – 2 р.
Купался, купался, не выкупался, – 2 р.
Вышел на берег, отряхивался. – 2 р.
Охотнички рыщут, черного бобра ищут, – 2 р.
Хотят поймать, с него шкуру снять, – 2 р.
С бобра шкуру снять, себе шубу сшить. – 2 р.
Жениха и невесту во время «запоя» сажали отдельно в соседней горнице «для ознакомления друг с другом». Пир шел до первых петухов.
После «запоя» девушка считалась уже безоговорочно обещанной в новую семью. Обе стороны, положив «начал», кланяются друг другу, «здоровкаются», приветствуют друг друга, целуются. С этого момента невесту поздравляют с «нареченным», а жениха – с «нареченной».
На другой день от жениха приносили невесте установленную денежную кладку. По отдаче кладки жених мог каждый день ходить к невесте.
В течение всего периода, недели три, до «принятия венца» невеста «невестилась», жених – «женихался». А родственники, знакомые, одностаничники поздравляют их с «нареченным», с «нареченной».
До дня свадьбы молодежь играла у невесты на вечерках. На них приглашались со стороны невесты девицы, а со стороны жениха молодые ребята, один из которых был постоянно его «любезным товарищем». У невесты тоже одна из девушек была ее «любезной подружкой», которая жила в ее доме, занималась шитьем приданого, помогала в хозяйстве до дня свадьбы.
В последнюю неделю до свадьбы, обычно в конце ее, устраивалось прощанье невесты с женской родней, подругами, младшими сестрами – «девишник». На «девишник» приглашалось много парней и девиц. Последние являлись разодетыми в лучшие сарафаны. «Девишник» проходил с угощением – конфетами, орехами, семечками, пряниками (но не с вином) и с танцами под гармонь – «Это для невесты уже последняя роскошь». На «девишнике» невеста получала предсвадебные подарки от пришедших гостей. Для «девишника» от жениха пекли «красоту» – красивый сладкий пирог с узорами. Его приносил друг жениха, принимала подруга.
«Любезна подруга» припасала ленты с букетами. Начинали торговаться «красотой». Жених говорил: «Наш подарок лучше». А подруга говорила: «Наш подарок лучше!». Ленты по одному метру дарили родне жениха. На «красоту» жених клал подарки: духи, пудру, бусы, ленты. «Красоту» разрезали на мелкие кусочки и угощали гостей. Угощала «любезна». Невеста дарила «любезне» что-либо, например, платок.
Невеста обычно сидела печальная, ничего не делала. На «девишнике» происходило расставание невесты с «волей» и «красотой». С нее снимали девичий головной убор и расплетали косу, которая после венца переплеталась на две. Когда расплетали косу невесты, пели:
Затрубила трубонька рано на заре,
Заплакала девчоночка об русой косе:
– Эх, да коса моя, косынька,
Свет руса коса!
Коса моя, косынька, – коротенька,
А я, млада девица, – молоденька.
Вечор мою косыньку подружки плели,
Поутру ранехонько две свахи пришли,
Стали мою косыньку рвать, трепать,
Алы мои ленточки под ноги бросать,
Любезны мои подруженьки стали собирать!
– Любезны мои подруженьки,
Открасовалась-то я во красных девушках,
Во красных лебедушках,
Отходила-то я по большой широкой улице,
Относила-то я свое цветно платьице,
Отплела-то я свою русу косыньку,
Относила-то я свою алу ленточку.
А теперь пришли злые неприятели,
Растерзают мою русу косыньку
На две, на две косы,
Положат мою косыньку насверх головы.
Не чаяла маменька доченьку губить,
Избыла, родимая, во един часок, – 2 р.
Во един часочек, в один вечерочек.
На закате солнышка да дочку продала, – 2 р.
На восходе солнышка денежки брала.
Посадили доченьку на легкий корабль, – 2 р.
Корабль летит легонький, как сокол летит,
Села ее маменька на крут бережок, – 2 р.
Залилась родимая горючими слезами:
– Воротись-ка, доченька, воротись назад!
– Нельзя, нельзя, маменька, воротиться мне, – 2 р.
Корабль летит легонький, как сокол летит,
Дожидайся, маменька, на седьмом году, – 2 р.
На седьмом годочке пташкой прилечу.
Сяду я на веточку, громко пропою, – 2 р.
Горючими слезами садик оболью.
Калина с малиною в саду расцвела.
В эту пору-времячко мать дочь родила, – 2 р.
Не собравши разума, замуж отдала, – 2 р.
На чужу сторонушку, к чужим людям, – 2 р.
Чужая сторонушка без ветра сушит, – 2 р.
Чужие отец с матерью безвинно винят,
Я сердюсь на маменьку, на родну, – 2 р.
Не поеду к маменьке ровно три года, – 2 р.
На четверто лето пташкой прилечу. – 2 р.
Полечу я к маменьке во зеленый сад, – 2 р.
Без дождя я маменьке садик хоть полью, – 2 р.
Без ветра я маменьке садик посушу.
Ходит моя маменька по новым сеням,
Будит своих сношенек: – Вставайте скорей, – 2 р.
Какая-то пташечка в саду распевает, – 2 р.
Если только пташечка, сгоните ее, – 2 р.
Если мила доченька, – ведите сюда!
Перед свадьбой жених собирал у себя вечер, на который приходили родственники и молодежь. Угощались, пели песни:
Ты прощай, прощай, милая,
Прощай, жизнь, радость моя.
Я вечор, моя милая,
Был в гостях я у тебя.
Ты не ласково приняла,
Огорчила ты меня.
Огорчила ты словами –
Небылицу принесла.
Небылицу-пустылицу,
Пусторечие слова.
Что меня не любишь, скажут,
Не поверю никогда.
Ты поверь, поверь, милая,
Поверь совести всегда.
Поверь совести всегда,
Не солгу я никогда.
Если раз тебе солгу,
То тебя, шельма, люблю,
Люблю, люблю, любить буду
Вовек тебя не забуду.
Как мы жили-поживали,
Забавлялися с тобой.
Но теперь, моя милая,
Разлучают нас с тобой.
Разлучила, развела
Чужадальня сторона,
Чужадальня сторона –
Распроклятый Самарканд.
Я оденуся порой,
Как увижуся с тобой.
Все радости, веселости,
Все утехи передо мной.
Все утехи передо мной,
Когда лягу спать с тобой.
Утром, в день свадьбы, к невесте снова собирались девушки. Они веселились, а перед приходом жениха начинали плакать и причитать. То же делала и невеста, приговаривая родителям: «Чем я вас разобидела, что вы отдаете меня в чужую сторону, в чужую семью? Или вам трудно меня кормить-поить? Как я буду в чужом доме жить, свекру и свекрови угождать, деверям и золовкам потрафлять? Как я буду их обиды выносить?» Невеста обращалась к любезным подружкам с причитаниями:
– Вы, любезные подруженьки,
Вставайте ранехонько,
Умывайтесь ключевой водой,
Утирайтесь белым полотенцем.
А я, горька-разнесчастна,
Умылась горючими слезами,
Утерлась правым рукавом.
Отдают меня, подруженьки,
В чужие люди, в чужие люди,
Незнакомые, незнакомые, незнаемые.
И как трудно мне привыкать –
Чужую тетю мамой звать,
Чужого дядю батюшкой звать!
Родители и семья невесты тоже плакали и утешали ее. Затем невесту одевали «по-бабьи» и сажали за стол в передний угол поджидать жениха с провожатыми, чтобы брать ее. Рядом с невестой садился ее брат (родной или двоюродный), а с другой стороны – любезная подруга. Являлся жених с дружкой – «дружка подкушаченный». Жених приезжал на трех парах вороных. На первой паре ехал жених с дружкой, на второй – сваха с кучером, на третьей – «пайзенщики» (поезжане): «Этот поезд разукрашен, сбруя вся блестит».
Подъезжали к дому невесты. Девушки не пускали дружку в ворота. Он начинал торговаться с ними. Девушки не пускают. Он говорит: «Ну, что не пускаете нас, мы назад уедем». Девушки отвечают: «Уезжайте!». Дружка спорил с ними. В конце концов, он платил за ворота, его пускали. Когда подходил к избе, – дверь закрыта. В спор пускались ребята: «Сколько ли времени будете манежить дружку?» Поспорив, сходились, платили за дверь и входили в комнату. Сваха и дружка от жениха привозили «красоту», когда приезжали за невестой, – два-три сладких пирога, обвязанных розовой лентой. Дружка заходил с иконой, становился перед столом. Сваха отдавала матери невесты «красоту», Ставили ее на стол перед невестой. Сваха «рушила красоту», т.е. разрезала ее на кусочки и раздавала их девушкам, начиная с невесты.
Во время раздачи «красоты» жених намеревался брать невесту за руку с целью увести ее из дому. Брат невесты, сидящий рядом с ней, вынимал из-под стола заранее приготовленную скалку, бил ею по полу и требовал от жениха денежного выкупа: «Четыре угла, четыре рубля, а пятый рубль подайте сюда» (показывал на середину стола). Дружка старался увести невесту без выкупа. Он тряс мелочью, брат отказывался: «Мелочь ваша нам не нужна, у вас есть казна прекрасна». Дружка говорил: «Мы издалека приехали, денег мало привезли». Вынимал из кармана кошелек и на каждый угол клал пятачок. Девушки кричали: «Мало, положь по рублю, тогда возьмешь невесту!» Лез в сапог, доставал рубль. Брат не соглашался. Дружка советовался с женихом. Тот говорил: «Добавь!» Клали по рублю на угол, а пятый на середину. Сваха и девки требовали «касник» (лента). Сваха должна из косы невесты взять «касник» и положить на «красоту». Тогда дружка говорил родителям: «Благословите вашу дочь». Невеста вставала и говорила: «Родители, благословите!» После поклонов перед иконами невеста прощалась с родителями и родными «по ручке». Любезный друг кричал: «У свечи, у свечи руки горят, Круглову барышню брать хотят. Платок через порог, ширинку на галстук, подайте батистовый платок. Из Круглова дома вон в Логвинов дом!»
Жених брал невесту за руку и выводил к поезду «под венец». На первую подводу садился жених. Невестин брат подходил ко второй и сажал невесту в сани. Он брал ее поперек и говорил: «Эка моя сестра тяжелая, не поднимешь». А дружка ему говорил: «Смотри, как жених легко сел, почему она так не садится?» Тот отвечал: «Да нет, она тяжелая». Дружка подходил и наливал рюмку водки. Брат пил. Брал ее снова и говорил: «Нет, еще тяжеловата». Дружка наливал еще. Тогда он сажал ее в сани и поезд «тревожился» под венец.
В других станицах товарищи жениха и любезный сажали невесту на пару вороных. На ней ехал жених с невестой и дружкой. Сваха жениха брала сваху невесты и кучера, садилась на другую подводу, ребята «пайзенщики» – на третью. Запевали песню:
– Пора молодцу жениться, – 2 р.
Пора ехать со двора.
Скажем, лошади готовы, – 2 р.
Эх, скажем, лошади готовы,
Колясочка у крыльца.
Эх, колясочка у крылечка, – 2 р.
Мой миленок во путе.
Во путе ли во дорожке, – 2 р.
Эх, во путе ли во дорожке,
В чужой дальней стороне.
В чужой дальней во сторонке, – 2 р.
Эх, в чужой дальней во сторонке,
Во матушке, во Москве. – 2 р.
Жил разбедненький мальчишка, – 2 р.
Эх, жил разбедненький мальчишка,
Неженатый, холостой.
Взял жененочку не милу, – 2 р.
Эх, взял жененочку не милу,
Всему роду не мила: – 2 р.
Непокорлива была.
Как он с этою досады – 2 р.
Стал за реченьку ходить, – 2 р.
Эх, стал за реченьку ходить,
Трех девчоночек любить.
Перву – Машу,
Втору – Сашу,
Третию – Любашу.
Уж, я этим трем девчонкам, – 2 р.
Как я этим трем девчонкам
По подарочку куплю.
Куплю Маше алу ленту, – 2 р.
А Сашеньке – голубу.
Своей милою Любаше, – 2 р.
Эх, своей милою Любаше –
Кашемировый платок.
Как за эту алу ленту – 2 р.
Поцелую раз-другой.
А за эту голубую – 2 р.
Поцелую раз троек.
А за этот за платочек – 2 р.
Эх, а за этот за платочек
Поцелую раз пяточек!
По дороге в церковь девушки поют:
На двор въехали разлучники,
Разлучники с отцом с матерью,
Со любезными подружками.
Что вы, конюшки, невеселы,
Буйны головы повесили?
Иль вы чуете невзгоду над собой?
Невзгодушка – путь-дороженька,
Путь-дороженька ко святой церкве.
Ко святой церкве, ко Микулушке,
У Микулушки, у Троицы
Трижды колоколы ударили,
Колокольчики манехоньки,
Голосочки тонехонькя.
Трижды колоколы ударили,
Колокольчики тонехоньки.
Услыхала женихова мать,
Услыхала, возрадовалась:
– Уж не мне ли переменушку везут,
Перемену, слугу верную.
Куда пошлешь – не дошлешься ее,
Куда пойдет – не дождешься ее,
Где сядет – просидит она,
Аи, где станет – простоит она.
Свадебный поезд ехал разукрашенный в церковь или к старику-начетчику. (В старое время невесту, направлявшуюся к венцу, сопровождали мать и сваха, которые ехали в одной телеге. Сваха должна иметь на всех пальцах кольца. Мать и сваха закрывали молодую полотенцем, чтобы нечистый глаз не испортил ее. За повозкой шел жених. После него в несколько рядов тянулись вершники и один из них держал на длинном шесте вместо знамени полосатую плахту (юбку).
После венца поезд направлялся в дом жениха. За невестой везли приданое. В дверях молодых встречали хлебом-солью, обсыпали зерном, хмелем. Молодых сажали за стол, в переднем углу. На свадьбе сидели: рядом с невестой – любезная, сваха с невестиной стороны, родители, мать-крестная, отец-крестный и т.д. Рядом с женихом – любезный, сваха, родители, мать-крестная…
Первая рюмка – с законным браком. Дружка обращается к гостям: «Любящие гости, прошу вас выпить, кому поднесено». Ну, конечно, поднесено всем.
Вторую рюмку – за женихову родню, первым делом отца. Потом поздравляли невестину мать с новой родней.
С третьей рюмки запевали песни:
Вечор ко мне, девушке, соловушек прилетал.
Звал, манил девушку, уговаривал с собой:
– Пойдем, пойдем, девушка, во зеленый сад гулять.
Возьмем, возьмем, девушка, три забавушки с собой:
Первую забавушку – кроватушку тесову,
Вторую забавушку – перинушку пухову,
Третью забавушку – полотнян белый шатер.
– Ложись, ложись, молодец,
В головушке поищу, русы косы расчешу!
Уснул, уснул молодец
У девушки на руке, на кисейном рукаве.
Встал-проснулся молодец –
Нет ни девки, ни коня, нет ни белого шатра.
Во горенке во новой, во новой,
Столик стоит дубовый, дубовой,
На столике стоит чайник золотой, золотой,
Полон чая налитой, налитой.
Мальчиженька господин, господин,
Ко столику подходил, подходил,
Стакан чаю наложил, наложил,
Красной девке подносил, подносил:
– Красна девушка, душа моя, душа,
Роди сына-сокола, сокола,
Круглолицего, румяного в меня,
Я отдам его учить,
По-немецки, по-французски говорить.
Во горенке во новой, стоит столик дубовой.
На нем скатер, на нем скатер шелковой,
Полштоф водки налитой.
Вот Андрюша, вот Андрюша подходил,
Стакан водки наливал, наливал,
Он Машеньке подносил, подносил:
– Выпей, Маша, от меня, от меня,
Роди сына-сокола, сокола,
Лицом белым во тебя, во тебя,
А разумом во меня, во меня.
Уж ты, хмелюшка-хмелек,
Что не развивался?
Где казак спал-ночевал,
Что не раздевался?
Ночевал казак, казак
У молодой девчоночки.
Жалобила девчоночка, –
Казак поздно ходит,
Казак поздно-поздно ходит,
Дороженьку ломит.
Сидит казак за столом, усы завивает,
Молодую девчоночку к сердцу прижимает.
Сидит казак за столом, усы завивает,
Молодая девчоночка слезы утирает.
Собирались только хорошеньки
В зелен садик они погулять, – 2 р.
Виноградцу посбирать.
Посбиравши виноградцу, побрелись они домой – 2 р.
Одна из них хорошенька заплуталась во лесу. – 2 р.
Всюю ночку проплутала, весь денечек пробрела, – 2 р.
Свое личико румяно все слезами облила. – 2 р.
Выходила хорошенька на Урал быстру реку, – 2 р.
Становилась хорошенька под вязовый кусток, – 2 р.
Расстилала хорошенька свой батистовый платок. – 2 р.
На платочек становила красной водочки полштоф. – 2 р.
На закуску припасала красных яблочек пяток. – 2 р.
Во время свадебного пира поют и другие общеизвестные беседные песни.
В разгар пира дружка спрашивает молодых: «Сидеть будете или проводить вас?» При согласии невесты молодых выводили в соседнюю комнату, где невесту переодевали и подвязывали ей фартук. Новобрачные после этого возвращались к гостям с подносами. У молодого на подносе графин вина с рюмкой стоял, молодая же держала поднос пустой. Обходили гостей по чину, потчуя каждого. Гость выпивал, закусывал пряником и высказывал добрые пожелания, а на поднос невесты клал какой-нибудь дар. Вещевые дары шли молодой, а деньги в пользу молодого, который расходовал их на похмелье. После обхода молодые относили подносы в другую комнату и приходили обратно.
Около полуночи – прощальный вальс! Дружка объявлял: «Любящие гости, сейчас вальс молодых!» Все расступаются, молодые танцуют. Дружка и сваха собираются провожать молодых. Молодые прощаются с родителями и гостями. Дружка обращался к молодым: «Желаем вам с первой ночки сынка или дочку» или «Ложитесь вдвоем, вставайте втроем». Сваха и дружка уводили молодых в опочивальню. Там было угощение.
Как только молодых уводили, родня невесты, особенно ее родители, молодежь расходятся. А пир гостей продолжается до утра.
Утром, перед началом похмелья, от жениховой родни шли «гонцы» за родителями невесты. Дружка и сваха поднимали молодых. Сваха невесты собирала белье и уносила в дом невесты. (Должность свахи невесты – щекотливая: она отвечает за порядочность невесты). Оттуда приносила «караваец» – мать посылала. Собирались гости, подруги, товарищи. Похмелье начиналось с поздравления молодых: «С добрым утром!» Выпивали. Перед второй рюмкой молодой благодарил родителей невесты: «Спасибо вам за вечный дар в моей жизни, что вскормили, вспоили, до купели довели». Выпивал рюмку и разбивал ее. Женихова родня кричала: «Наша взяла!» Начинали бить посуду, горшки. Пели песни:
По улице, по улице,
По улице мимо кузнецы, – 2 р.
Во ку…, во кузнице,
Во кузнице молодые кузнецы, – 2 р.
Они, они куют,
Они куют, все наваривают, – 2 р.
К себе, к себе Дуню,
К себе Дуню приговаривают. – 2 р.
Пойдем, пойдем, Дуня,
Пойдем, Дуня, из ворот в огород, – 2 р.
Сорвем, сорвем, Дуня,
Сорвем, Дуня, лопушок, лопушок, – 2 р.
Под са…, под самое,
Под самое корешок, корешок. – 2 р.
Сошьем, сошьем Дуне,
Сошьем Дуне лопуховый сарафан. – 2 р.
Голу…, голунчики,
Голунчики на огуречный цвет. – 2 р.
А пу…, а пуговки,
А пуговки – репеек, репеек. – 2 р.
Носи, носи, Дуня,
Носи, Дуня, не морай, не морай. – 2.
По пра…, по праздникам,
По праздникам надевай, надевай. – 2 р.
В коро…, в коробочку,
В коробочку замыкай, замыкай. – 2 р.
Рассу…, рассукин сын,
Рассукин сын таракан, таракан. – 2 р.
Проел, проел Дуне,
Проел Дуне сарафан, сарафан. – 2 р.
Сколько, сколько Дуня,
Сколько Дуня не старалася. – 2 р.
Не за…, не зашитая,
Не зашитая осталася! – 2 р.
Потом свахи от невесты приглашали гостей в дом невесты. Начинался «трудный переход». Молодые и гости всем «поездом» направлялись в дом невесты. Женихова родня наряжалась, надевала маски – кто медведь, кто баран. Кто рядился цыганом, кузнецом, пастухом. На запряженных в сани, телеги верблюдах и даже коровах ехали и шли по улице. Ряженые бросали конфеты, за детьми гонялись, баловались. Клали невод, шли рыбачить, поймали сваху. Харюшки искали, тягались с дружкой. Под саратовскую гармошку пели припевки, чаще охальные:
Подарил мне мил колечко
Из чистого серебра,
И сказал кругло словечко:
– Через год будешь моя.
Колечко с печаткой,
Маякнул берчаткой.
Где-то, где-то заиграли,
Где-то заталъянили,
Мою милочку женили,
Все стулья позаняли.
В чернобровеньку влюбился,
Через забор полез - убился,
А теперя, слава Богу,
На задах нашел дорогу.
Мою милку сватали,
Меня в чугун запрятали,
Сковородой прихлопнули,
Чуть глаза не лопнули.
На горе стоит баран,
Я бараненки хочу.
Если ты меня не женишь,
То я печку сворочу.
Сенечка, для тебя,
Хорошенький, для тебя,
А еще для кого
Я не сделаю того.
Мой муж яровит,
Сам другую наровит,
А я ему говорю
– Ты наяривай свою.
Хорошо тому давать,
Кто учливо просит:
Леву руку под подол,
Правою заносит.
У нашего дружки
Яйца по кружке.
Как он ими потрясет,
По рюмочке поднесет.
У нашего дяденьки,
Две курочки рябеньки.
Одну водит под навес,
На другую сам залез.
Как у наших у ворот
Воробушки прыгают,
Мою милочку …,
Индыль ножки дрыгают.
Мы не пить пришли,
Не гулять пришли,
Пришли пробовать вино
Не прокисло ли оно.
У нашего свата
Голова космата,
Он ею потрясет,
По рюмочке поднесет.
Отдай меня, маменька,
Где семейка маленька,
Где золовки, деверья,
Там проклятая семья.
Милый, брось, хороший, брось.
Я давно желаю врозь,
Милый бросил, не боюсь,
Я не с первым расстаюсь.
Приходили к невестиным родителям. Молодых сажали за стол. Начинался пир. Первый тост – поздравления друг друга с «трудным переходом». Во время пира дружка спрашивал молодую: «Дочка, ты чья?» Молодая отвечала: «По природе я Круглова, а по закону – Логвинова». Родственники жениха кричали: «В нашем полку прибыло, прибыло!» И запевали песню «Бояре, а мы к вам пришли…».
Веселье продолжалось. На пир приходил косяшник, ряженый в пастуха-казаха один из гостей, весь разукрашенный, с длинной палкой-шестом. Он ищет телушку, которая пропала из стада. Дружка вступал с ним в разговор по-казахски:
– Бизде бир кашар жогалды.
– Кайда жогалды? Кайда болды?
– Тогайда болды.
– Ким уралды? Оны ким корды?
– Бир жигит корды, бир аи болды.
– Кимнин аулы? Табасын ба?
– Табамын.
– Бир рюмка ишесин бе?
– Ишемин.
– Дабай иш, сосын тап.
– Барамыз, табамыз гой. Мен оган маклушка беремин.
– Мынау сенике ме? Сен танисын ба? Танысан аласын,танымасан кетесин.
– Жок, меники семиз еди.
– Кеши бул да семиз болды.
– Мынау биздин кашар гой. Сен алып каштын ба?
– Ие, мен алып каштым.
Перевод:
– У нас телочка потерялась.
– Где потерялась? Где была?
– Была в лесу.
– Кто украл? Кто это видел?
– Один парень видел, месяц назад.
– Откуда он? Найдешь?
– Найду.
– Одну рюмку выпьешь?
– Выпью.
– Давай пей, потом найдешь.
– Пойдем да найдем. Я ей маклушка дам.
– Не эта ли твоя? (показывает на невесту). Узнаешь? Узнаешь – возьмешь, не узнаешь – уйдешь.
– Нет, моя была жирная!
– Вчера и она была жирная.
– Эй, так это же наша телка. Ты ее увел?
– Да, я ее увел…
В доме невесты продолжали гулять. Молодым запрягали лошадей, катали их. Свадьба продолжалась три-четыре дня. Молодые ходили в гости к родственникам и друзьям.
Основные информанты и исполнители свадебных песен и припевок:
Белова А.П., 1894 г.р., пос. Чапаев, записано в 1958 г.;
Бородулина М.И., 1914 г.р., пос. Январцево, записано в 1963 г.;
Ганьшин Н.X., 1899 г.р. и Изюмников К.В., 1893 г.р., пос. Переметный, записано в 1962 г.;
Горина А.Г., 1914 г.р., пос. Щапово, записано в 1980 г.;
Железнова М.И., 1905 г.р. и Мясникова А.А., 1914 г.р., пос. Щапово, записано в 1980 г.;
Колузанов Г.М., 1885, г.р., г. Уральск, записано в 1961 г.;
Кунаковскова К.Я., 1897 г.р. и Кунаковскова И.В., 1901 г.р., г. Уральск, записано в 1977 г.;
Малоземова Л.С, 1896 г.р., пос. Зеленый, записано в 1956 г.;
Рубцова М.Т., 1895 г.р., пос. Январцево, записано в 1963 г.;
Плетнев О.Д., 1906 г.р., пос. Большой Чаган, записано в 1979 г.;
Победимов Г.Е. 1892 г.р., г. Уральск, записано в 1968 г.;
Серов Е.П., 1889 г.р., пос. Круглоозерный, записано в 1961 г.;
Чернухина П.Р. 1887 г.р., пос. Балаган, записано в 1960 г.;
Шапошникова А.П., 1890 г.р., пос. Январцево, записано в 1963 г.
Автор: Евгений Иванович Коротин
Источник: Коротин Е.И. Устное поэтическое творчество уральских (яицких) казаков - Самара-Уральск, 1999 г.
Возврат к списку